Реформирование Службы безопасности Украины (СБУ) уже давно стало одним из самых главных вызовов для украинской власти.

При президентстве Петра Порошенко эта структура просто превратилась в его карманную спецслужбу, а главной целью ее существования было оказание давления на бизнес и политических оппонентов тогдашнего главы государства. После победы Владимира Зеленского появилась надежда, что СБУ наконец-то начнет заниматься контрразведкой и обеспечением безопасности государства, а не крышеванием и давлением. На словах власть не отказывается от задачи перезапустить спецслужбу, однако постепенно становится ясно, что продвигаемая президентом реформа может обернуться фактически покушением на госбезопасность Украины. В чем заключается проблема и как можно модернизировать СБУ, не вредя интересам страны — читайте в материале "Апострофа".

Реформа Зеленского не прошла

Когда иностранные инвесторы задумываются над тем, чтобы вложить деньги в Украину, то в первую очередь их останавливает страх перед двумя вещами — продажные украинские суды и беспредельное давление на бизнес со стороны силовиков. С 2014 по 2019 годы сотрудники СБУ активнее других лезли "в экономику", вместо того, чтобы заниматься своими прямыми задачами. После прихода к руководству Ивана Баканова в рядах спецслужбы устроили показательный "шмон", демонстративно наказав нескольких зарвавшихся. Но проблема и необходимость проведения реформ все равно осталась.

В середине марта текущего года Зеленский подал в Верховную Раду неотложный законопроект о реформе СБУ, разработанный в сотрудничестве с партнерами Украины в ЕС и НАТО, однако это не помогло — реформу раскритиковали и в парламенте, и на Западе, и в экспертном сообществе. Больше всего смущало то, что она не решала главной проблемы СБУ - это лишение возможности влезать в расследования экономических преступлений. Следовательно остается коррумпированность органа.

"Одним из ключевых вопросов для дискуссии являются чрезвычайные полномочия СБУ, особенно в части правоохранительного статуса и досудебного следствия. Мы долгое время объясняли, что это не только делает СБУ неэффективной, но и открывает возможности для злоупотреблений. Особенно когда речь идет об экономических преступлениях и коррупции. Мы считаем, что СБУ должна прекратить активность в этих сферах", – объяснили свою позицию в Консультативной миссии Европейского союза.

СБУ доверили реформировать семейному врачу

Законопроект отправили на доработку в Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. На его базе была создана рабочая группа, которую возглавила заместитель председателя комитета, народный депутат от "Слуги народа" Марьяна Безуглая. Стоит упомянуть, что ранее, до избрания в парламент, Безуглая трудилась в Проектном офисе реформ Министерства обороны. А высшее образование она получила по специальности "Общая практика - семейная медицина". Вот и получается, что теперь главной по реформированию СБУ стала 32-летняя врач-"семейник".

"На мой взгляд, ни в коем случае такие люди не могут быть допущены к реформированию спецслужбы. Я с уважением отношусь ко всем народным депутатам, но только бывшие работники, знающие толк в работе СБУ, могут проводить такие реформы. Никакого политика туда допускать нельзя. Нардепы приходят и уходят, а носители секретов остаются носителями секретов. И только их можно допускать, но, разумеется, после соответствующей проверки", — сказал в комментарии "Апострофу" генерал-майор, бывший заместитель начальника Главного управления разведки, военный представитель Украины при миссии НАТО Петр Гаращук.

Сотрудники ЦСО "А" СБУ на чемпионате по практической стрельбеФото: ssu.gov.ua

21 октября комитет рекомендовал Верховной Раде рассмотреть и принять в первом чтении законопроект, доработанный под руководством Безуглой. Однако многие его пункты до сих пор вызывают не только множество вопросов, но и создают отчетливое впечатление, что главная цель нового документа - отнюдь не реформирование СБУ, а скорее ее постепенная ликвидация. Да и некоторые пункты, касающиеся прозрачности работы силовой структуры, вызвали у экспертов справедливые опасения.

Например, в условиях, когда Украина продолжает сдерживать вооруженную агрессию РФ на Донбассе, реформаторы предлагают сократить численность сотрудников СБУ почти вдвое - с 27 тысяч до 15 тысяч человек в мирное время, и до 20 тысяч в особый период. Возможно после этого оставшимся сотрудникам смогут существенно поднять зарплаты, чтобы снизить коррумпированность структуры?

"Это вопрос, в первую очередь, бюджета, потому что реформа предусматривает увеличение денежного обеспечения сотрудников СБУ", – заявила Безуглая.

Но на самом деле нормы денежного довольствия фактически повышаться не будут, поскольку заключительными положениями законопроекта установлены понижающие коэффициенты.

Еще раз подчеркнем, что подобные действия предлагают предпринять в момент, когда Украина отстаивает свой суверенитет в гибридной войне с Россией, и, казалось бы, заинтересована в работе как можно большего количества специалистов в вопросах госбезопасности.

Популярные статьи сейчас

Локдаун - на носу: стало известно, когда Украина уйдет на карантин

Когда Украину закроют на жесткий карантин и сколько он будет длиться: озвучен прогноз

Когда отступит вирус-убийца: что говорила Ванга о коронавирусе

В Украине начались "облавы" на авто с "неправильными" лампами: что нужно знать водителям

Показать еще

Кроме того, законопроект лишит СБУ функции проведения оперативно-технических мероприятий, а также отменит полномочия на досудебное расследование. То есть новый проект закона фактически забирает основной инструментарий спецслужбы, который обеспечивает возможность охранять безопасность внутри страны.

Вслед за этим предлагается ликвидация территориальных подразделений Службы безопасности, что уже открыто показывает главную цель доработанного законопроекта - не только лишить СБУ финансирования, инструментария и льгот, а просто разрушить этот орган.

И сразу несколько бывших топ-руководителей СБУ выступают резко против такого законопроекта. Однако, видимо, реформаторам с медицинским образованием виднее.

"Предлагаются сроки и механизмы резкого сокращения штата СБУ - более чем на 10 тысяч сотрудников за 3 года. Это выглядит необоснованным как экономически, так и точки зрения эффективного обеспечения государственной безопасности Украины в сложных условиях (следует учитывать, что общая численность ФСБ РФ составляет около 200 тысяч человек без учета численности других российских спецслужб)", — говорится в совместном заявлении двух экс-зампредседателей СБУ генерал-лейтенантов Александра Белова и Анатолия Беляева.

Задержание генерал-майора СБУ, работавшего на ФСБ РФФото: ssu.gov.ua

Ветеранов СБУ смущает также запрет приема на работу в спецслужбу людей, чьи родственники являются гражданами РФ или лицами без гражданства, а также "неизбирательной люстрации" руководства спецподразделений СБУ, в том числе по борьбе с организованной преступностью, в центральном аппарате ведомства и в регионах.

"В случае практической реализации таких планов, это негативно повлияет на безопасность в стране", – считают они.

Назначение руководителей СБУ на конкурсах

Особый подход "комиссия Безуглой" предлагает в кадровой политике СБУ. "Доработанный" законопроект введет назначения работников на руководящие должности на конкурсной основе. К сожалению, "честные и прозрачные конкурсы на государственной службе" никого и ничему не научили, и это, по сути, начало коррупционной волны назначений уже в органы безопасности и обороны.

"Меня очень волнует профессионализм наших силовых органов. Что такое поставить во главе СБУ непрофессионала? Вокруг него же есть заместители, главы департаментов, вплоть до старших офицеров, которые очень быстро поймут, что начальник ничего не соображает и начнется шаляй-валяй. Только профессионал может руководить любыми правоохранительными органами государства. Тогда все подчиненные будут смотреть на него, как на соображающего человека в этой области", — объяснил Петр Гаращук.

В тоже время, в отличие от предложения Зеленского в марте, группа экспертов во главе с Безуглой предлагает сохранить неизменной численность работников учреждений, находящихся в оперативном управлении Службы.

Исходя из вышеописанного, доработанный законопроект является заменой действенных мер по устранению угроз государственной безопасности - на написание Службой формальных (по сути - бюрократических) рекомендаций или оговорок, законодательный статус которых даже не предусматривает обязательного выполнения.

Конечно, СБУ реформировать обязательно нужно – чтобы ее сотрудники не кошмарили бизнес и не преследовали неугодное власти инакомыслие. Но стоит ли спецслужбу превращать в еще один никому не нужный аналитический центр или научно-исследовательский институт? Или может все таки четко сконцентрировать СБУ на контрразведке, борьбе с терроризмом и спецоперациях высшего класса? Ответ от наших "слуг народа" мы узнаем уже в ближайшее время.