В Украине после январского локдауна проезд в транспорте может подорожать в 1,5 раза. О таком намерении уже заявили некоторые перевозчики. К примеру, в Киеве транспортные компании анонсировали рост цен с 8 до 12 грн.

Цены могут увеличиться весной 2021-го

Проезд в киевских маршрутках может подорожать до 12 грн уже в первом квартале 2021-го года, рассказал генеральный директор компании "Транс Групп" Владимир Назаренко. Его предприятие владеет 13 городскими и междугородними маршрутами.

Для повышения цен есть несколько причин:

  • количество пассажиров из-за карантина упало на 40-50%;
  • перевозчиков обязали бесплатно перевозить дополнительных льготников;
  • маршрутчики должны установить валидаторы для единого билета.

"Мы вели переговоры с властями, чтобы нам компенсировали убытки, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров и первым локдауном. Но до этого времени переговоры успехом не увенчались, – говорит Владимир Назаренко. – Также у нас есть обязательства по обновлению подвижного состава. Мы обратились к властям, чтобы нам перенесли сроки закупок состава ближе к дате окончания карантина, но и в этом нам отказали. Плюс ко всему в скором времени мы должны установить валидаторы (устройство для проверки проездных документов. – Ред.) для единого билета".

Одни только валидаторы, по словам Назаренко, обойдутся в 50-60 тыс. грн на автобус (маршрутку). В Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области уверены: необходимость повышения цен действительно назрела. Но поднимать этот вопрос будут в начале февраля, а это значит, что цена может увеличиться не раньше марта.

"В январе это будет фактически работа в убыток, – говорит глава Ассоциации Игорь Моисеенко. – Часть предприятий опять закроются, возить не будет кого. Продержимся этот период, подсчитаем убытки, разработаем обоснование тарифа. Будем стараться не поднимать цену. Но если поднимать, то несущественно, в среднем до 10 грн".

По закону организацией пассажирских перевозок занимаются органы местного самоуправления. Это значит, что цену на перевозки также должны устанавливать, или хотя бы согласовывать, в органах местной власти. Но в пресс-службе Киевской городской государственной администрации сообщили, что цену на перевозки в маршрутках они не регулируют, а частные перевозчики, согласно условиям договоров, должны лишь заранее сообщать им о пересмотре тарифов.

Где и как повышают цены: регионы опережают столицу

Рост стоимости проезда грозит не только Киеву. Перевозчики Сум еще 10-го декабря обратились к местной власти с просьбой поднять цену проезда на период карантина. Согласно ограничениям, можно перевозить пассажиров только на сидячих местах, соответственно – прибыль меньше. Сейчас проезд в маршрутках в городе стоит 7 грн, а перевозчики хотят – 9.

В некоторых городах карантин уже существенно повлиял на стоимость проезда. К примеру, в Черновцах за время карантина цену успели поднять дважды. Еще в конце мая проезд там подорожал с 5 грн до 7. А в конце октября цену решили повысить вдвое – до 15, а на некоторых маршрутах и до 20 грн. Тогда уже вмешалась мэрия и вынудила перевозчиков снизить стоимость до 7 грн.

"Обратите внимание, стоимость проезда поднимают лишь в некоторых регионах, остальные об этом не говорят, – акцентирует внимание руководитель общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков. – У них что, топливо дешевле? Или другие преференции? Во всей нашей стране действуют одни и те же законы. Динамика роста платежеспособности населения – одинакова. Все зависит от местной власти. Когда она работает в интересах горожан и держит руку на пульсе, то те перевозчики, которые решают самовольно устанавливать цену, очень рискуют".

Цены вырастут, но транспорт лучше не станет

Популярные статьи сейчас

Украинцам будут платить по две пенсии: кому дадут на 5 тысяч больше

Выпьют всю кровь и заглянут в трусы: депутат объяснила, что не так с ценой на газ

Абонплата за газ по новой цене: опубликованы тарифы облгазов

Старших классов в украинских школах больше не будет: что делать детям?

Показать еще

Поднятие цены решает проблему лишь на время. Полученной от повышения выручкой, со слов перевозчиков, они покрывают расходы, но не могут системно вкладывать в улучшение сервиса. Для того, чтобы в Украине хотя бы в больших городах появился общественный транспорт европейского качества, нужно поменять подход к такими перевозкам.

По мнению экспертов сферы, в этом может помочь принятие законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно общественно важных услуг по перевозке пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом".

Согласно этим изменениям, все деньги, которые пассажиры платят за проезд в общественном транспорте любой формы собственности, должны идти в бюджет города.

Киев уже много лет неформально оплачивает часть стоимости проезда вместо пассажиров. Город ежегодно выделяет дотации для коммунального перевозчика "Киевпастранс", чтобы он мог держать низкую цену. По итогам 2019-го местный бюджет профинансировал предприятие более чем на половину. При бюджете в 4 млрд грн 2,4 млрд грн - дотации. И это без закупки новых автобусов, ведь деньги на них выделяют отдельно.

"Во всех городах общественный транспорт – дотационный, – утверждает Игорь Моисеенко. – Если мы видим большие красивые автобусы – за это нужно платить. Возьмем Варшаву, где город закупает транспортную услугу. С каждого миллиона евро, который платят за транспорт из бюджета, собирают только 300 тыс. евро. На 70% они дофинансируют эту сферу".

Станислав Гвоздиков уверен, после изменения закона о перевозках ситуация действительно улучшится. Но со слов эксперта, эти изменения пока всеми силами тормозят.

Сфера маршрутных перевозок действительно требует реформирования. С каждым годом цена на проезд становится все ближе к европейской, а сервис – все дальше. Сам транспорт устаревает и ломается, что приводит к травматизму, а иногда и смерти пассажиров. Изменения в закон о перевозках автомобильным транспортом сейчас проходят стадию обсуждения. Эксперты надеются на рассмотрение законопроекта уже в следующем году. Но готовы ли наши города к увеличению нагрузки на бюджет, не приведет ли это к сокращению маршрутов и транспортному коллапсу? Пока вопрос открыт.