Давайте начнем с Вами разговор с "Большого строительства". Большого проекта президента Зеленского, который вызывает гамму различных эмоций - от восторга до резко негативного восприятия. Последнее связано с тем, что часть этого масштабного проекта финансируется из так называемого антиковидного фонда. Вы - человек, который хорошо разбирается в том, что происходит сейчас с инфраструктурой. Объясните, это Большая стройка или, все же, Большое воровство?

Ну, если вспоминать эту историю начиная с коронавирусного фонда, то я считаю, что это большой морально-политический просчет президента Зеленского и его правительства, потому что нельзя было строить дороги за счет больных, не имеющих доступа в больницы. В то же время, когда мы говорим о самом Большом строительстве, или Большом воровстве (можно по-разному его называть), меня больше всего волнует то, что идея, с которой мы возрождали дорожную отрасль, на что потратили много усилий, создавая дорожный фонд, восстанавливая рынок, уверяя бизнес, что государство будет честным партнером и будет честно платить за качественные услуги и качественные дороги, в этом году практически разрушается. Разрушается по очень банальной причине. Жадность. И это не просто мои слова, это констатация многих экспертов, анализирующих рынок, это констатация бывшего министра финансов и бывшего советника руководителя Офиса президента господина Уманского. Все они единогласно утверждают, что как минимум 40 процентов из дорожных работ в этом году пропадает в "неизвестном" направлении. Это подтверждает и наш анализ: рост стоимости дорожных работ в этом году составил примерно 57 процентов, а в отдельных случаях дороги подорожали в два-три раза.

За счет чего? Почему они подорожали?

Есть объективные естественные процессы. Когда рынок бурно растет, сырье и все составляющие любых работ становятся дороже, потому что растет спрос. Но такое подорожание не может быть резким, оно растет на 10-15 процентов. А учитывая тот факт, что битум в этом году подешевел на 40 процентов, а составляющая битума в украинских дорогах - минимум 60 процентов, дороги имели все шансы стать в 2020-м дешевле. Но произошло наоборот. А если учесть, что около 70 процентов дорожных работ в этом году - это средний и текущий ремонт, который требует гораздо более низкой гарантии и меньших требований к тендерным процедурам, качеству и скорости строительства, то возникает вопрос: за что мы переплачиваем? Красивые ролики с квадрокоптера и фото, которые сейчас заполонили эфир, не дают целостной картинки. Ведь в Украине 170 тысяч километров дорог. В этом году построят около 4 тысяч, хотя обещали 6,5 тысячи. Это несколько процентов от потребности, а стоило нам это бюджета всех предыдущих лет вместе взятых. За 2016-2019 годы мы потратили на дороги 115 млрд гривен и построили более 9,2 тысячи километров. В этом году было потрачено 120 млрд и построено 4 тысячи километров, сейчас обещают нагнать всевозможными видео и приписками до 6тысяч.

То есть дорог сделали в полтора раза меньше, а денег потратили больше, чем за три года, правильно?

Примерно так.

А что вообще изменилось с украинскими дорогами, украинскими аэропортами и железной дорогой с момента прихода Зеленского в президентское кресло? Я помню, как Владимир Александрович обещал в течение пяти лет его каденции привлечь в украинскую инфраструктуру 20 млрд гривен. Увеличить количество аэропортов до 15-ти, построить 24 тысячи километровдорог, обеспечить работой 5 морских портов. Что из этого получилось, а что - нет?

Если говорить о Большом строительстве именно дорог, хотя это скорее Большой ремонт, если говорить максимально толерантно, без хештегов, то еще дела более-менее неплохи. Дороги строятся и я очень рад, что наше дело, за которое нас так критиковали, получило продолжение, они взяли наши инструменты и строят дальше. А вот другие аспекты Большого строительства - сплошной провал. Потому что когда мы говорим о строительстве школ, садиков, больниц, которые нам обещали, эти объекты в состоянии 50-60 процентов готовности. Когда мы говорим об аэропортах - это просто смешно, потому что за последний год не произошло никакого прогресса. Взлетную полосу одесского аэропорта, которая была готова к сдаче в эксплуатацию еще в конце 2019 года, они планируют, в лучшем случае, сдать только в следующем году. Об аэродроме в Днипре все забыли, там какой-то стоит одинокий экскаватор и рабочий неизвестно для кого роет какую-то яму. По строительству аэропорта в Харькове и Измаиле, к которому мы готовились - никакого прогресса. По морским портам... Думаю, что там полное непонимание морской отрасли. Существующие морские порты Украины способны переваливать порядка 250 млн тонн, а в этом году они перевалят около 160 млн тонн. То есть еще очень большой резерв, и нет необходимости строить новые порты. Но и здесь ничего не сделано. То есть, было очень много шума, а результаты работы и Министерства инфраструктуры, и правительства, и самого президента Зеленского очень скромные.

В мае этого года, когда прошла первая волна пандемии, Зеленский назвал себя и Дениса Шмыгаля мастерами борьбы с коронавирусом. Как бы вы охарактеризовали нынешних президента и премьера, учитывая последние события в государстве и то, что мы находимся на пике второй волны пандемии?

Знаете, я просто процитирую слова нынешнего соратника президента Михаила Саакашвили, который четко констатировал, что Украина летит в пропасть. И по экономике, и по пандемии коронавируса. К сожалению, это объективная реальность. Это правительство абсолютно провалило подготовку к пандемии и дальше ее проваливает. Никаких выводов не сделано и такое впечатление, что мы теперь от Рождества ждем чуда - что не только Сын Божий родится, но и пандемия сама собой куда-то исчезнет. А чуда ведь не произойдет, пандемия будет продолжаться и в следующем году. И такие "изобретения" правительства как тотальный локдаун еще больше ударят по умирающей экономике. Правительство не сделало никаких выводов по подготовке медицины. Как бы там ни было, за восемь месяцев можно было саккумулировать ресурс (а он был в антиковидном фонде), провести все процедуры и, так же как строятся дороги, обеспечить украинские больницы, сделать в базовых больницах необходимый ремонт. Это не сделано и не делается. И особенно печально становится, когда видим проект бюджета на 2021 год, где на вакцины, необходимые для того, чтобы остановить распространение болезни, выделено всего 2,5 миллиарда гривен при минимальной потребности в следующем году в 40 миллиардов гривен. Вот и вопрос: что мы будем делать дальше? Через месяц, два, три? Бюджет трещит по швам. Следующий бюджет не реалистичен. А никаких выводов, никакой коррекции не происходит.